Mazda3 относится к европейскому классу С.
Этот автомобиль в 2003 году пришел на смену популярному семейству Mazda 323/Familia и построен на общей платформе со вторым поколением Ford Focus.
Основная часть разработки конструкции происходила в Европе совместно с Ford, а производство велось в Японии, где тоже произошла трансформация модельного ряда — на внутреннем рынке преемником Familia стала Mazda Axela.
В целом ребрендинг во многом был связан с необходимостью отказаться от сложившегося стереотипа бюджетного автомобиля и предложить публике более дорогую модель со спортивными качествами, одновременно воплотив в ней все лучшие дизайнерские и технологические разработки.
Покупателям Mazda3 первого поколения предлагался седан и 5-дверный хэтчбек.
Последний на 70 мм короче за счет меньшего заднего свеса и имеет меньший объем багажника (300 л против 413).
У официальных дилеров хэтчбек Mazda3 образца 2003 года предлагалась в 4 комплектациях: «Base», «Touring», «Touring+» и «Sport».
Базовая комплектация предусматривает электропривод и подогрев зеркал, стеклоподъемники передних дверей, центральный замок, радио с четырьмя динамиками, галогеновые фары, иммобилайзер.
В версию «Touring» дополнительно входят электростеклоподъемники на задних пассажирских дверях, кожаные руль и ручка МКП, управление аудиосистемой на руле, салон черного цвета, литые диски R16, «противотуманки».
Задние сиденья раскладываются в пропорции 40/60, а переднее водительское имеет регулируемую поясничную поддержку.
Опционально в комплектации «Touring+» доступны омыватель фар, климат-контроль и обогрев передних сидений.
Вариант «Sport» уже имеет множество внешних и внутренних отличий: задние фонари, датчик дождя, бамперы, семнадцатидюймовые колеса, карбоновые вставки на панели приборов, ксеноновые фары и только 2-литровый мотор.
В этой версии присутствует гидроусилитель с изменяемой чувствительностью.
За отдельную плату предлагается кожаный салон с обогревом передних сидений.
Мазда3 предлагает бензиновые двигатели: объемом 1,6 л (105 л.с.) с механической КП или «автоматом» и 2,0 л (150 л.с.) только с МКП, соответствующие экологическим нормам EURO IV.
В 2006 году покупателям был предложен еще и «заряженный» хэтчбек с турбированным мотором MZR Disi Turbo объемом 2,3 литра — мощность в 260 «сил» позволяет зачислить эту версию в разряд первоклассных спортивных авто серийного производства.
К слову, этот же двигатель в 2005 году появился в версии Mazda6 MPS, однако оказавшись на автомобиле существенно меньшего веса, он позволил добиться уникальных параметров удельной мощности.
Что такое 5,71 килограмма на лошадиную силу — сущие пустяки.
А если добавить еще и крутящий момент 380 Н•м (при 3000 об/мин) получается настоящий «звереныш» в компактном кузове, только прикидывающийся типичным городским авто.
Передняя подвеска Мазда3 представляет собой стойки Макферсона с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Конструкция типична для большинства массовых автомобилей — компактна, проста, надежна, с минимумом неподрессоренных масс.
Задняя подвеска представляет собой независимую многорычажную конструкцию E-link, разработанную компанией Ford, с четырьмя рычагами на колесо и стабилизатором поперечной устойчивости, на пружинах, стоящих отдельно от амортизаторов и смещенных внутрь конструкции — для уменьшения объема, съедаемого подвеской в пространстве багажника.
Автомобиль адаптирован под российские условия: до 160 мм увеличен дорожный просвет.
В 2006 году компания провела плановую модернизацию Mazda3, затронувшую в том числе и подход к обеспечению безопасности водителя и пассажиров — в базовой версии установлено шесть подушек безопасности.
Кроме того, в автомобиле присутствуют антиблокировочная система тормозов ABS, системы электронного контроля торможения EBA и распределения тормозных усилий EBD.
В более дорогих комплектациях хэтчбека («Touring+» и «Sport») устанавливаются антипробуксовочная система TCS, система стабилизации динамической устойчивости DSC.
Полная, можно сказать, глобальная модернизация представителя компактной серии Mazda, который являет собой новый уровень японского компактного автомобиля, принесла ощутимый результат.
Mazda3 — один из самых популярных автомобилей в мире.
В России — это самая продаваемая модель этого бренда.
Но не только спортивность, комфорт и элегантность стали залогом его успеха.
Подержанные Mazda3 японской сборки демонстрируют высокую надежность, благодаря чему автомобили даже с большими пробегами имеют в целом хорошее техническое состояние.