Familia — автомобиль, который на протяжении долгого периода времени был самой популярной моделью концерна Mazda.
Впрочем, это поколение, девятое по счету, стало последним носящим название Familia, если считать машины собственной разработки, поскольку выпускавшиеся с 1999 года универсалы Familia Van и Familia Business Wagon представляют собой OEM-продукт совместно с компанией Nissan.
Поколение Mazda Familia 1998-2003 (в классификации — BJ) на внутреннем японском рынке представлено седаном, а также пятидверным хэтчбеком S-Wagon, который на самом деле только классифицируется хэтчбеком.
Хотя даже из названия ясно, что это самый настоящий универсал.
По дизайну и в плане практичности он является одним из лучших представителей своего класса, и плюс ко всему предлагает интересный в своей функциональности салон-трансформер, идеально подходящий для путешествий: спинка переднего пассажирского сиденья откидывается, образуя столик, а двигающийся на салазках задний ряд имеет раздельные спинки, наклоняющиеся как вперед, так и назад и в сложенном виде образующие ровный пол.
Седан в самой простой комплектации ES, предлагавшийся на внутреннем рынке по цене менее 1 млн.
йен, предлагал гидроусилитель, рулевую колонку с регулировкой по наклону, радиоприемник, а из опций — передние противотуманные фары, передний спойлер, кожаную оплетку руля.
Более высокий уровень оснащения предлагала комплектация JS: CD-плеер, кондиционер с ручным управлением, электрические стеклоподъемники, центральный замок.
С 2002 года простые комплектации перестали выпускаться вовсе, в пользу более дорогой версии LS, которой полагался облагороженный интерьер со вставками под дерево и больше возможностей по опциям.
С топовой комплектацией Sport 20 (только с двухлитровым мотором) можно было получить комбинированную обивку салона, электролюк, CD/DVD-чейнджер на 6 дисков, климат-контроль, ксеноновые фары, задний спойлер, литье на 16".
Более практичный универсал S-Wagon позиционировался выше седана и предлагался по цене 1360 тыс.
йен за самую простую версию в комплектации S, не говоря уже о верхней комплектации Sport 20, стоимость которой составляла без малого 2,2 млн.
йен.
Существует достаточно широкий набор двигателей, устанавливаемых на Familia, начиная от 1,3-литровых и заканчивая 2-литровыми, включая дизель.
Можно отметить, что линейка моторов Familia практически полностью повторяет европейскую 323-ю модель.
Впрочем, есть и отличия, обусловленные спецификой внутреннего рынка.
Например, на Familia ставили двигатель объемом 1,5 литра с изменяемыми фазами газораспределения, который выдавал 130 л.с.
(комплектация RS), что аналогично мощности двухлитрового мотора 323-й.
Ну а уже двухлитровый мотор Familia в комплектации Sport 20 развивал 170 сил.
Так же как в Европе, предлагался атмосферный дизельный двигатель мощностью 70 л.с., а вот турбомотор был недоступен.
Кроме того, и это еще одна особенность предложения для внутреннего рынка — Familia, в отличие от экспортной 323, предлагала модификации с постоянным полным приводом.
Причем для седана это были только 1,5-литровый бензиновый мотор и дизель.
Для S-Wagon наличие 4WD было предусмотрено для всех силовых агрегатов.
Что касается ходовой, то спереди у Mazda Familia независимая подвеска типа МсPherson, сзади — многорычажная.
Такая конструкция обеспечивает автомобилю высокую устойчивость и хорошую управляемость.
Реечное рулевое управление оснащено гидроусилителем.
На обеих осях — дисковые тормоза (передние вентилируемые).
Дорожный просвет составляет 140 мм.
Ходовая часть в целом очень надежна и демонстрирует оптимальную жесткость, создавая высокий комфорт в движении.
В состав штатного оборудования Mazda Familia входят две передние подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов с системами EBD (распределения тормозного усилия) и Brake Assist (вспомогательного торможения), трехточечные ремни безопасности всех сидений, передние с преднатяжителями и ограничителями нагрузки.
Дополнительно предусматривалась возможность монтажа боковых подушек безопасности.
Заслуживает внимания усовершенствованная по сравнению с предыдущими моделями, более жесткая конструкция кузова.
Из причин, объясняющих, почему этот автомобиль Mazda пользовался высоким спросом на внутреннем рынке можно назвать его привлекательность в плане соотношения цена/качество и отличную вместительность.
Несмотря на свою внешнюю простоту, модель прекрасно удовлетворяла требованиям, предъявляемым к автомобилям, которые берут напрокат, и машинам, предназначенным для использования корпоративными лицами.
Модель популярна и в России на вторичном рынке — спросом пользуются как седаны, так и универсалы, причем хорошо оснащенные спортивные версии со 170-сильным мотором вполне могут рассматриваться в качестве альтернативы «горячим» моделям других японских производителей.