На протяжении нескольких десятилетий слово Mazda традиционно ассоциировалось с названием Familia, самой популярной модели этой марки, которая на европейском рынке известна была под индексом 323.
Ее преемнику — автомобилю, открывшему новое семейство, — в Европе дали название Mazda3, с акцентом на ту же цифру «три», что и раньше.
А для внутреннего рынка преемник Familia получил название Axela — производное от английских слов «accelerate» (ускорение) и «excellent» (превосходный).
Конечно, одного росчерка пера для того, чтобы «семейный» автомобиль Familia стал основателем линейки компактных спортивных автомобилей, было недостаточно.
Его появлению на свет предшествовала основательная работа по созданию новой технической начинки, обеспечению более совершенной безопасности.
После выхода в свет модели Mazda Atenza / Mazda6 образца 2002 года определился стиль Мазда и стал вполне узнаваем.
И характер машин этой марки также.
В двух словах: увидел, сел, и понял, что машина относится к разряду спортивных.
То же самое можно сказать и о Mazda Axela / Mazda3.
Автомобиль рассчитан на молодых любителей быстрых, модных и стильных машин.
Mazda Axela первого поколения предлагалась с кузовом двух типов: компактный 5-дверный хэтчбек и седан, который тяготеет по форме к «купе».
Главной составляющей всего экстерьера является «мускулистость» — глубокие выштамповки на передних и задних крыльях, яркое оформление передней части кузова, в котором с легкостью просматриваются черты более крупной Atenza и спортивной RX-8.
Хэтчбек Axela на фоне седана той же модели смотрится и вовсе чисто спортивным автомобилем — короткие свесы и большая колесная база, а также необычной формы задняя стойка, которая усиливает сходство машины с универсалом.
В салоне ставка так же сделана на спортивность.
Общее оформление приборной панели выполнено стильно и со вкусом, качество материалов — на высоком уровне.
Обращает на себя внимание комбинированный тип оформления интерьера — темный верх и светлый низ, что создает ощущение дорогого автомобиля и в то же время зрительно расширяет пространство салона.
Самая простая комплектация носит название 15F и предлагает кондиционер, радио и CD-плеер, электростеклоподъемники и центральный замок, рулевую колонку с регулировкой наклона и вылета.
На другом конце богатого ряда комплектаций стоит версия Axela Sport 23HS — противотуманные фары, ксенон, передний и задний спойлеры, легкосплавные диски 17", климат-контроль, DVD, кожаный салон, навигация и мн.др.
Для хэтчбека предусмотрено три двигателя.
В отличие от Familia здесь больше нет 1,3-литровых моторов.
Базовый уровень теперь устанавливает двигатель объемом 1,5 литра типа DOCH с 16-ю клапанами, выдающий 114 л.с.
и предлагающийся с 5-ступенчатой механикой или 4-ступенчатым «автоматом».
Следующий за ним мотор — двухлитровый мощностью 150 л.с.
в переднеприводном исполнении и 143 л.с.
в полноприводном, в сочетании с 5-ступенчатым автоматом.
Кроме того — спортивная модификация 23S с двигателем 2,3 литра (171 л.с.).
Здесь на выбор — «механика» или «автомат».
Ну а самая «горячая» и нетривиальная, особняком стоящая версия хэтчбека носит название MazdaSpeed Axela.
Под капотом этой машины находится мотор, использующий турбонаддув с промежуточным охладителем, благодаря чему максимальная мощность 2,3-литрового агрегата составляет 264 л.с.
при 5500 об/мин., наибольший крутящий момент — 38,7 кг/м при 3000 об/мин.
Эта версия оснащается только 6-ступенчатой механикой.
Передняя подвеска Mazda Axela — независимая, типа Макферсон со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — независимая Multilink с четырьмя рычагами на колесо и стабилизатором поперечной устойчивости.
Передние тормоза дисковые вентилируемые, задние — дисковые.
Колесная база увеличена, благодаря чему салон стал более просторным, сама конструкция кузова внушает чувство надежности и безопасности.
Кстати, по части фактической безопасности хэтчбека Mazda Axela также предлагает более прогрессивный подход.
В состав стандартного оснащения базовой комплектации входят фронтальные подушки, ABS (антиблокировочная система тормозов), электронная система распределения тормозных сил EBD и система вспомогательного торможения, ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями нагрузки.
Опционально, или в дорогих комплектациях, присутствуют боковые подушки, крепления детских кресел, система динамической стабилизации DSC.
На рынке подержанных машин Mazda Axela представляет собой разумную альтернативу Mazda3 — для тех, кому не принципиально расположение руля.
К тому же для «японцев» характерен традиционно более высокий уровень оснащения, а кроме того, есть и отличия по моторам (скажем, в базовом варианте — 1,5л и 114 л.с.
против 1,6 и 105 л.с.
у «трешки»).
Можно отметить более доступные при тех же годах цены.
Следует учесть, что в 2006 году автомобиль подвергся небольшим изменениям, больше связанным с дизайном, а из моторной гаммы седана исчез 2,3-литровый двигатель.