Mazda 323 — экспортное название внутренней модели Familia, несколько генераций которой выпускались с 1963 по 2004 годы.
Последнее поколение в кузове BJ стало предшественником моделей Mazda3/Axela.
Автомобиль ориентировался преимущественно на европейский рынок, на котором пользовался высокой популярностью благодаря хорошему сочетанию цена/качество.
Помогала и широкая линейка моторов, по которой 323-я почти повторяла «японскую» Familia.
Автомобиль выпускался в разных кузовах: 3-дверный хэтчбек, 4-дверный седан и практичный 5-дверный хэтчбек 323F (аналоги Familia S-Wagon, Mazda Protege 5), по дизайну близкий к универсалу.
Во многих странах автомобиль держался в верхних строчках рейтингов продаж, по сути, долгое время оставаясь главным представителем концерна Mazda.
Несмотря на свою кажущуюся скучность, Mazda 323 предлагает добротный, проработанный салон и оснащена всем самым необходимым и даже не лишена элементов изысканности
В максимальном оснащении Mazda 323, если рассматривать на примере спортивной комплектации хэтчбека, который в практичности не уступит универсалу, предлагает комбинированный салон (алькантара+велюр), электролюк, CD-проигрыватель с чейнджером на 6 дисков, электростеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал, легкосплавные колесные диски, дистанционное управление замками, кондиционер, спортивную приборную панель с тремя белыми дисками шкал, задний спойлер, рейлинги на крыше.
Багажник имеет вполне приличные размеры, к тому же здесь еще и салон-трансформер: спинка переднего пассажирского сиденья легко превращается в столик, заднее сиденье двигается на полозьях на 15-20 см вперед-назад, позволяя выбирать — больше места для багажа или для ног задних пассажиров.
Спинки заднего ряда как складываются (по раздельности), так и наклоняются в багажник, что может быть очень удобно в дальнем путешествии.
В 2001 году модель претерпела ряд технических и дизайнерских изменений (изменены настройки двигателей, появились новые бамперы, оптика и т.п.).
Объем четырехцилиндровых двигателей модели начинается от скромного базового 1,3 л (73 л.с.) и заканчивается двухлитровыми.
Самые массовые и наиболее практичные варианты — бензиновые полуторалитровые моторы серии ZL (88 л.с.) и 1,6-литровый силовой агрегат мощностью 98 л.с.
Более технически сложные моторы объемом 1,8 предлагают уже 114 л.с.
Наибольшего же интереса в плане мощности заслуживает двухлитровый бензиновый двигатель FS-DE с отдачей в 130 л.с.
Это, конечно не предел, если зачесть модификации Familia для внутреннего рынка, где двухлитровый мотор развивал 170 сил против 130-ти вышеназванного.
Помимо бензиновых моторов Mazda 323 предлагает двухлитровые дизельные модификации — 70-сильный «атмосферник» и 101-сильный турбомотор, оба с агрегацией на механической коробке передач, в то время как для бензиновых (за исключением 1,3) предлагался и «автомат».
Подвеска Mazda 323 — независимая типа МсPherson.
Такая конструкция обеспечивает автомобилю высокую устойчивость и хорошую управляемость.
Реечное рулевое управление оснащено гидроусилителем.
На обеих осях — дисковые тормоза (передние вентилируемые).
Дорожный просвет невелик — 140 мм.
Ходовая часть в целом очень надежна и демонстрирует оптимальную жесткость, создавая достаточный комфорт в движении.
Пожаловаться разве что можно на повышенную шумность со стороны моторного отсека при движении на больших скоростях, если машина оборудована слабым мотором.
Серьезный подход к безопасности вполне позволяет отнести Mazda 323 поколения BJ к числу лучших представителей своего времени, что продемонстрировали различные краш-тесты автомобиля.
Одна из основ безопасности салона — особая конструкция салонной части кузова, представляющая собой прочную ячейку в виде объемного сочетания Н-образных силовых элементов, отлично защищающих кузов с трех сторон.
В стандартное оснащение Mazda 323 входят антиблокировочная система тормозов и система распределения тормозного усилия, две передние подушки безопасности (пассажирская с функцией отключения), крепления ISOFIX.
Опционально — передние боковые подушки, системы контроля тяги (TCS) и динамической стабилизации (DSC), повышающие безопасность в критической ситуации.
Один из главных плюсов Mazda 323 — достаточно просторный и удобный салон.
Автомобиль предлагался на разных рынках под разными названиями, включая такие модели, как Mazda Protege, Ford Lynx, Ford Laser и др., что значительно расширяет компонентную базу запчастей.
Модель и сегодня держится на высоких местах в рейтингах надежности подержанных машин.
На отечественном вторичном рынке автомобили с самым скромным 1,3-литровым мотором, так же как и двухлитровые мощные модификации, составляют незначительный ассортимент.
Наибольшее предложение приходится на 1,5- и 1,6-литровые версии.